Урок по повести И.С. Тургенева «Муму», 5 класс

Тема: Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

Цели:                                                      

образовательные:

  1. проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима).
  2. Показать симпатию автора к своему герою, направить читательское восприятие
  3. обогатить представления учащихся о нравственных качествах Герасима; выявить душевную щедрость, высокую человечность, чуткость героя; нравственное уродство других обитателей дома;

развивающие:

  1. формировать умение анализировать текст художественного произведения.
  2. развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.
  3. формировать навыки составления рассказа о герое, лексической работы, работы с иллюстрациями

воспитательные:

  1. показать, что душевное богатство и чёрствость, опустошённость вне социальных отличий
  2. учить  уважать мнение высказывающего

 

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа по домашнему заданию

— Вы читали рассказ И.С.Тургенева «Муму» ?

— Какое впечатление на вас произвел этот рассказ?

— Кто из героев вам запомнился больше всего?

— Как вы думаете, кто убил «Муму»?

— Кого называли крепостными?

 

  1. Сообщение ученика. 3 мин.

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Всё вынес…  

— Ребята, кого напоминают  герои этой истории?

/Напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил/

— Вы правы, действительно, это герои рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. История, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.  А мать Тургенева Варвара Петровна и немой дворник – прототипы героев – барыня и Герасима.

 

Прототип — реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

  1. Проверка домашнего задания

Поиграем в «да — нетку»

  1. Герасим всю жизнь прожил в доме барыни…
  2. Герасим выполнял в доме обязанности дворника и сторожа…
  3. Соперника Герасима звали Платоном…
  4. Хозяйка Герасима жила в Москве…
  5. Герасим нашёл собаку, когда возвращался с реки…
  6. Герасим вернулся в дом хозяйки после смерти Муму…
  7. Муму прожила у Герасима два года…
  8. Действие рассказа происходит в городе Москве…
  9. У барыни не было родственников…
  10. Неистомная работа – это тяжёлая работа…

Правильные ответы:

  1. Нет (жил в деревне)
  2. Да
  3. Нет (Капитон Климов)
  4. Да
  5. Нет (провожал Татьяну)
  6. Нет (вернулся в деревню)
  7. Нет (один год)
  8. Да
  9. Нет (были дети), которые жили в другом городе)
  10. Нет (неистомная работа – работа без устали)
  11. Беседа на восприятие текста

Рассказ начинается словами «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом»

А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни?

— Ну что ж, у нас есть такая возможность. Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма. Ваша задача — ощутить атмосферу барского дома и нарисовать словесный портрет барыни.

Мультфильм (1 кадр — о барыне) 2 минуты

Итак, как выглядит дом барыни? //В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом.//

Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? /Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи//

Давайте пристальнее вглядимся в текст рассказа. Почему балкон «покривившийся», ведь барыня богата? /скупа она и позабыта-позаброшена/

БАРЫНЯ 

В одной из отдаленных  улиц Москвы,  в сером доме  с  белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом (Почему балкон покривился?) жила некогда барыня, вдова,  окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она  выезжала  редко  и уединенно  доживала  (Какой оттенок имеет это слово?) последние  годы  своей  скупой и скучающей старости.  (Почему автор говорит о её старости именно так?) День ее,  нерадостный и ненастный, давно  прошел;  но и вечер ее был чернее ночи. (Найдите развёрнутую метафору. Что означает эта метафора?) //Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.//

День — это зрелые годы, весна-юность, ночь – старость. Скажите, когда день для нас  нерадостный и ненастный /когда нет солнца/. А что в жизни может греть так же как солнце? Что способно осветить нашу жизнь? /дружба, любовь/. Не было в жизни барыни ни дружбы, ни любви. Почему же? Ведь у неё были дети, рядом были слуги /была она чёрствая, капризная и злая/

Какую характеристику даёт автор барыне? (Слайд) (Барыня – вдова. Она живёт уединённо, «окружённая многочисленной дворней». «Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко». В прошлом у неё было мало радости, да и настоящее приносило одни огорчения: «она…доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».

  1. Слово учителя.

Картины К.А.Трутовского (1826-1893), полные неподдельной любви к простому народу и обличающие провинциальное дворянство, пользовались заслуженным успехом. В таких произведениях, как «Танец крепостных», «Приживалка», «Помещики-политики», «Игра в карты» и др. художник правдиво показал мир пореформенной деревни.

На картине «Благодетельница» (Слайд) изображена сцена из жизни помещицы. В богато убранной гостиной в кресле полулежит старая барыня. Все в этом доме подчинено прихотям старухи. Никто не вправе нарушить раз и навсегда заведённый порядок.

Интересен и рисунок В. Перова «Наушница». (Слайд 4)

Есть ли сходство между героинями рассказа И.С.Тургенева, рисунка В.Перова  и картины К.А.Трутовского? (И писатель, и художники сумели показать главное в характере героинь: капризность, своеволие, упрямство).

Все герои рассказа имеют свои имена, порой даже значащие, кроме барыни. Почему барыня названа в рассказе «причудливой старухой»? (В образе причудливой старухи находит отражение уродливое явление русской жизни начала XIX в., порождённое крепостным правом. Образ героини является собирательным, то есть включающим характерные черты определённого явления).

— О чём свидетельствует замечание писателя, характеризующее порядки в доме барыни: «…был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей…»?

Шорник – тот, кто изготавливает шорные изделия, ременную упряжь, конскую упряжную сбрую.

(Жизнь дворовых людей в доме барыни ничего не стоит: человек, ничего не понимающий в медицине, считается одновременно и ветеринарным врачом, и лекарем.

Тургенев, характеризуя отношения барыни к дворовым людям и челяди между собой, употребляет слова «глумиться», «шпырять»).

— Зачем барыня взяла Герасима из деревни?

/забавно ей было – такой огромный дворник/

— Как выглядел Герасим? В чём было несчастье Герасима?

— Чем был для Герасима переезд в Москву (с точки зрения его и барыни)?

/Барыня считала, что повысила Герасима, а он же в этом не разбирался, ему лучше было в родной деревне/

Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди….Почему? И ещё говорит о нём «славный он был мужик». Сегодня мы начинаем работать над характеристикой Герасима вот по такому кластеру. И сейчас задания по рядам, задания выполняются в парах. Мы читаем отрывки из 1 главы, а вы выполняете задание (читают ребята по очереди – по 1 предложению)  первую главу, ваша задача – выполнить задание. Отвечает один от пары.

 

  1. Кластер. Образ Герасима 3 мин + 4+3+3 = 13 мин

Сейчас мы перечитаем начало рассказа. Задания по рядам

1 ряд

Обязанности Герасима  /в деревне /

Найти эпитеты, объяснить значение эпитетов

Почему Герасим так усердно и много работал?

2 ряд

     Обязанности Герасима /в городе/

Найти сравнение, объяснить значение

3 ряд

Интерьер /описание каморки Герасима/

Ключевые словаассоциации

Что можно сказать о характере Герасима, глядя на    обстановку в его каморке?

 

Задания ребятам (когда отвечает не их ряд): помогайте!

 

ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА В ДЕРЕВНЕ

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.

Одаренный необычайной  силой, он работал  за четверых-дело спорилось  в  его руках,  и  весело было смотреть на  него,  когда  он  либо пахал  и, налегая огромными  ладонями  на  соху,  казалось,  один,  без  помощи   лошаденки, взрезывал  упругую  грудь  земли,  либо  о  Петров  день  так  сокрушительно действовал косой,  что  хоть бы молодой березовый лесок смахивать  с  корней долой, либо  проворно  и  безостановочно  молотил трехаршинным цепом, и  как рычаг опускались  и поднимались  продолговатые и твердые мышцы  его  плечей.

Словарная работа.

Неистомный – не знающий усталости, утомления.

Тягловый мужик- тягло – сколько должны обработать земли с семьи. В данном случае «который выполняет самую трудную работу в поле»

Исправный — бесперебойный, безотказный; аккуратный, внимательный

Трехаршинный цеп 2 метра 13 см.

Значение эпитетов (можно остановится на нескольких – на усмотрение учителя)

Как относится автор к своему герою?

Автор пишет, что на работу Герасима «весело было смотреть». Скажите тот, кто так работает, что на него весело смотреть, получает сам удовольствие от работы?

//По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

 

ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ

Дела у него было немного; вся обязанность  его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и  дома да чужих не  пускать и  по ночам караулить.  И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось,  ни  сору; застрянет ли  в  грязную  пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом-и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и  поленья;  а  что  насчет  чужих, так после того,  как  он однажды  ночью, поймав двух воров, стукнул их  друг о дружку лбами,  да  так стукнул, что хоть  в полицию  их потом не  води,  все в околотке очень стали уважать  его;  даже  днем проходившие,  вовсе  уже  не  мошенники,  а просто незнакомые люди, при виде грозного дворника  отмахивались и кричали на него, как  будто  он мог  слышать  их крики.

— Как исполнял Герасим обязанности дворника? Почему новые занятия казались ему шуткой?

 — Значение сравнения /сила, ловкость, удаль, любовь к работе, к труду – вот что мы видим в этом сравнении «как стекло»)

 

КАМОРКА ГЕРАСИМА

Ему отвели  над  кухней  каморку; он устроил ее  себе сам,  по своему вкусу: соорудил  в  ней  кровать  из дубовых  досок  на  четырех чурбанах,  истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее- не погнулась бы; под кроватью находился дюжий  сундук;  в уголку стоял столик такого  же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках,,  да такой прочный и приземистый,  что  сам Герасим,  бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок,  напоминавший своим видом калач, только черный; ключ  от этого замка Герасим  всегда носил с собой на пояске.  Он  не любил, чтобы к нему ходили.

 

Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание?

//Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения.

Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы». //

Прочитайте ключевые слова ещё раз, какая ассоциация возникает? Какой герой живёт в такой комнате?

//Богатырь//

 

Скажите, а какой нрав был у Герасима?

//строгий, справедливый, серьёзный, рассудительный, степенный//

***Далее отрывки не зачитываются. Зависит от времени, которым располагаем

ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Со  всей  остальной  челядью Герасим находился в отношениях  не  то  чтобы  приятельских,-они его  побаивались,-а коротких: он  считал  их за  своих.  Они с ним объяснялись знаками,  и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал,  и уже никто  не смел садиться на  его  место в застолице.

ХАРАКТЕР ГЕРАСИМА

Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при  нем  не смели драться, а то беда! увидит,  тотчас схватит за ноги, повертит  раз десять на воздухе колесом  и  бросит  врозь. На  дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь,  известно,  птица важная  и рассудительная;  Герасим чувствовал  к ним уважение, ходил за  ними и кормил  их; он сам смахивал на степенного гусака.

Каково значение слова «степенный»?

Рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения. 2. Свойственный рассудительному человеку, характерный для него.

КАК ПЕРЕНОСИЛ СВОЁ НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРАСИМ? 3 мин

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым  работам, к  деревенскому  быту.  Отчужденный  несчастьем  своим  от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в  город,  он  не понимал, что  с ним  такое  деется,-

скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык,  которого только что взяли с нивы, где сочная  трава росла  ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги  — и вот, обдавая его тучное  тело то дымом с искрами, то  волнистым  паром, мчат его  теперь, мчат  со  стуком и  визгом,  а  куда мчат-бог весть! Занятия  Герасима по новой его должности казались ему шуткой после  тяжких крестьянских работ; а полчаса все  у него  было  готово, и  он опять  то останавливался  посреди двора  и  глядел,  разинув  рот,  на  всех проходящих,  как  бы  желая  добиться  от  них  решения  загадочного  своего положения,  то вдруг уходил куда-нибудь в  уголок и,  далеко швырнув  метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на  груди неподвижно, как пойманный  зверь. Но ко всему привыкает человек,  и Герасим привык наконец кгородскому  житью.

//Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.//

 — Почему Герасим «швыряет метлу и лопату», а не ставит их или бросает?

— Почему не ложился, а  «бросался на землю»?

Какое чувство хотел подчеркнуть писатель?

— Герасиму было тоскливо, одиноко в городе. У него не было напряжённой работы, которая приносила бы усталость и удовлетворение. Но… Изменился ли Герасим? Согнула ли Герасима чуждая ему жизнь? Сломался ли он?

//Герасим, которого взяли в город в качестве «представительной фигуры» и только, остался таким же собранным, аккуратным, трудолюбивым и прямым, каким был в деревне. Он сумел сохранить чувство собственного достоинства/

Именно поэтому автор называет Герасима «славным мужиком»?

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле.  Он не сдался, когда оказался в городе. Герасима отличает стойкость характера, сила духа и оптимизм.

           О чём думал Герасим, что представлял,  лёжа целые часы на земле? (миниатюра или иллюстрация)

Домашнее задание: Перечитать 2 главу.  2 мин

Инд. задания. Выписать имена всех домочадцев (слуг барыни). Имя – чем занимается (должность).

 Инд. задания.  Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, дворецкого, кастелянши

Рефлексия 2 мин

 

 

Ссылка на основную публикацию