Знакомство, более близкое соприкосновение с предметами декоративно-прикладного искусства позволяет ребятам глубже познать свою сопричастность к родной земле, наполнить свое нравственное сознание новым содержанием, приблизиться к пониманию этики народной жизни и тем самым почувствовать в нашем противоречивом мире некую устойчивость, нравственную защищенность.
Наконец, народное творчество является мощным стимулом интеллектуального и эмоционального развития школьников. Активное развитие детьми собственных творческих возможностей позволяет им испытать упоительное счастье проявления неузнанного в себе прежде творческого дара, практического приобщения к народной культуре.
Содержание
- 1 Тема урока: «В гости к Дымковской игрушке»
- 1.1 Раскрытие содержания урока
- 1.2 1.Вступительное слово учителя. (Презентация 1. Слайд № 1-4)
- 1.3 2. Выступление «гостей» (сопровождается Презентацией 2).
- 1.4 3. Сообщение ученика об изготовлении дымковской игрушки (сопровождается Презентацией 3).
- 1.5 4. Беседа, выявление основной мысли сочинения. (Презентация 1. Слайд № 5)
- 1.6 5. Работа над композицией и планом сочинения. (Презентация 1. Слайд № 6)
- 1.7 6. Словарная работа. (Презентация 1. Слайд № 7-9)
- 1.8 7. Самостоятельная работа. (Презентация 1. Слайд № 10)
- 1.9 8. Рефлексия урока. (Презентация 1. Слайд № 11)
- 1.10 9. Домашнее задание. (Презентация 1. Слайд № 12)
- 2 Приложение 1
Тема урока: «В гости к Дымковской игрушке»
5 класс
Цель: подготовить учащихся к сочинению-описанию предмета; помочь детям увидеть прекрасное в малом, ощутить свет и радость в окружающем мире.
Задачи, решаемые в ходе урока:
1 Образовательные: познакомить учащихся с дымковской игрушкой как предметом прикладного искусства; повторить типы речи (описание, повествование, рассуждение), признаки художественного стиля; научить давать характеристику предметам окружающей действительности; обучение конструированию текста художественного стиля.
2. Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся любви и уважения к народным умельцам, русскому декоративно — прикладному искусству; формированию желания самим создавать прекрасное, дарить радость людям.
3. Развивающие: способствовать формированию образного мышления, развитию творческого воображения, актерских и художественных способностей; отрабатывать навыки аналитического мышления.
Оборудование к уроку:
- игрушки, сделанные руками учащихся,
- мультимедиапроектор, ноутбук,
- С.Ю. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
Прилагаемые медиаматериалы:
- Авторские презентации, созданные на базе Microsoft Office Power Point.
Структура урока:
- Вступительное слово учителя.
- Выступление «гостей».
- Сообщение ученика об изготовлении дымковской игрушки.
- Беседа, выявление основной мысли сочинения.
- Работа над композицией и планом сочинения.
- Словарная работа.
- Самостоятельная работа, написание черновиков сочинения.
- Рефлексия урока.
- Домашнее задание
Раскрытие содержания урока
1.Вступительное слово учителя. (Презентация 1. Слайд № 1-4)
Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в сказку, которую люди научились делать своими руками. На карте России много таких мест, которые знает весь мир: Палех, Жостово, Федоскино, Хохлома, Дымково. Людей этих называют мастерами декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство — это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, который одновременно является художественными произведениями.
ЗАДАНИЕ: Сделать морфемный разбор слова «прикладной», найти в словаре лексическое значение слова.

Цель нашего урока — подготовиться к сочинению-описанию предмета с натуры. Предмет описания — «дымковские игрушки», которые привезли к нам наши «гости».
2. Выступление «гостей» (сопровождается Презентацией 2).
— Добро пожаловать, гости дорогие!
— Веселья и радости вам желаем.
— Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
— Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.
— Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях?


(Рассказ «гостей» о Дымково, о празднике свистунье. Затем каждый из гостей читает прибаутку, загадку, читалку, связанную с игрушкой, которую он держит в своей руке. Смотрите приложение 1 «Выступление гостей».)
— Спасибо, гости дорогие, порадовали вы нас подарками.
3. Сообщение ученика об изготовлении дымковской игрушки (сопровождается Презентацией 3).

-Непростая это работа — делать вот такие игрушки. Да и глина нужна особенная, красноватая, жирная. Как по велению волшебной палочки, из бесформенного куска глины выходит стройная фигурка девушки. Фигурки высушиваются на солнце — и в печь, а там чудо-расчудесное: все игрушки как будто оживают в пламени, играют с языками огня. Устали задорные отдыхают, охлаждаются, а затем их с головой в сливки с мелом, ну и волшебство: все игрушки стали белые-белые, как снег. Теперь рукой ласковой мастерицы наносятся краски, и получатся личики веселые, юбочки красочные…
Дымковский узор особенный, его ни с чем не спутаешь. Краски яркие, как радуга: синие, желтые, красные, малиновые, золотые. Нет полутонов. А рисунок самый незатейливый: клетки, вилюшки, полоски, круги.

4. Беседа, выявление основной мысли сочинения. (Презентация 1. Слайд № 5)

1) Внимательно рассмотрите игрушки, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
2) Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете игрушки?
3) Что бы вы сказали о мастерах Дымково?
4) Какие приемы можно использовать, чтобы получилось описание игрушки в художественном стиле?
5) Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к дымковской игрушке.
(Обобщение ответов учащихся, оценка лучших заголовков.)
5. Работа над композицией и планом сочинения. (Презентация 1. Слайд № 6)

Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения описания обычно состоит из 3 частей.
I. Вступление: краткий рассказ о народно-прикладном искусстве, о дымковской игрушке.
II. Основная часть: описание игрушки.
1) Общий вид (материал, форма), назначение.
2) Описание Дымковской росписи.
3) Впечатление от игрушки.
III. Заключение: мое отношение к дымковской игрушке, мастерам Дымково, народно-прикладному искусству.
ЗАДАНИЕ: Рассмотрите внимательно игрушки, которые вы хотите описать и подготовьте устно начало описания.
6. Словарная работа. (Презентация 1. Слайд № 7-9)

Выяснение значения слов и составление предложений: народное декоративно-прикладное искусство, искусные мастера, традиция, орнамент.
— Работа над значением и правописанием слов: украшать, красота, Дымково, талантливые мастера, свистунья, сочные и выразительные цвета.
Черноброва, ясноглаза, кокошник, юбка-колокол, оборчатый фартук, петушок-золотой гребешок, искусно, чудо — рога, цвета травушки-муравушки, курочка, хохолки, перышки, вилюшки, полоски, малиновый, желтый, золотистый, изумрудный, темно-зеленый, голубой, бирюзовый.
7. Самостоятельная работа. (Презентация 1. Слайд № 10)

Задание: описать в черновике одну из игрушек, придумать название своей работы.
8. Рефлексия урока. (Презентация 1. Слайд № 11)
Чтение 2-3 работ. Класс отмечает, чему научились на уроке, что было удачного в ответах и работах учащихся.
− Что интересного вы узнали на уроке?
− Представьте на минуту, что дымковские игрушки исчезли с лица земли… Поделитесь своим мнением.
− О чем же мы должны задуматься?
9. Домашнее задание. (Презентация 1. Слайд № 12)
Закончить работу над сочинением
Приложение 1
Выступление «гостей»
1. Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали, и село большое
Дымково назвали.
2. Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо — сказки.
Вечера зимой так длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
3. Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.
4. Мы к вам прибыли из старинного села и привезли вам в подарок дымковскую игрушку. Чем знаменито Дымково?
1. Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Сырости сырой,
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
2. Она глядит не прянично-
Ликующе и празднично.
В ней молодость — изюминка,
В ней удаль и размах.
3. Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымково
Растает навсегда!
4.Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалёку от города Хлыново — так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием — свистунья.
1.А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже самые малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так ,наверное , свистел сказочный соловей — разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони . Кочевники решили , что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.
2. С тех пор и отмечают горожане свой праздник-свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
Каждый из гостей громко читает прибаутку, загадку, читалку, связанную с игрушкой, которую он держит в своей руке:
1. Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.

2. Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Ты подай голосок
Через тёмный лесок.
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

3. Кони глиняные мчатся
на подставках что есть сил,
и за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

4. Барашек-свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди цветок.

1. Утка – Марфутка
Бережком идет,
Уточек – Марфуточек
Купаться ведет.

2. Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.

3. Бока крутые,
Рога завитые.
Копыта с оборкой.
Па спинке Егорка.

4. Посмотри, как хороша
Эта девица-душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.