М. Горький ещё в начале XX века сказал: «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой». Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.
Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.
Для меня как для учителя русского языка и литературы главное – гуманитарное образование личности ребенка, которое является основой человеческой нравственности и культуры. И информационные технологии становятся хорошим помощником, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным.
Не могу не сказать, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени, особенно при подготовке к уроку (у меня, например, оно увеличилось в разы), и терпения. К тому же создают некоторые неудобства организационного характера. При всём при этом, такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам. А если ещё и вспомнить суждение Л.Н. Толстого, который говорил, что «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить заходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику», то сомнения в том, стоит ли учителю-словеснику заниматься освоением ИКТ, отпадут сами собой.
Использование ИК средств обучения в моей образовательной практике началось с элементарного – демонстрации фильмов — экранизаций произведений русской классики. Дети любят смотреть фильмы. И не только потому, что после просмотра можно не читать книгу. Фильм на уроках литературы – это как эксперимент по физике, лабораторная по химии, прогулка в лес – по биологии. Эффект присутствия максимальный. На какие-то мгновения стирается грань: изображение на экране становится частью жизни, и ты уже как бы там – рядом с Ассоль восторженно смотришь на корабль с алыми парусами, кружишься в вихре танца на первом балу вместе с Наташей Ростовой.
Конечно, всегда найдутся те, кто скажет, что дети и так перестали читать, что надо учить, а не развлекать и забавлять и т.п. Позволю себе возразить, потому что глубоко уверена в том, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, — это первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе которого – ощущения и образы. Современным детям с их клиповым мышлением гораздо важнее один раз увидеть… Поэтому задача учителя – показать правильно: то есть постараться выжать из фильма все, чем богата каждая хорошая экранизация.
В моей работе фильм, чаще всего, – это начало темы. Никаких вступлений, объяснений, «обратите внимание…». Просто смотрим…, но только фрагмент, небольшую часть, самую важную, интересную, интригующую. А потом начинаем размышлять, что было до, чем может закончиться, благодаря чему ненавязчиво у детей, даже тех, кто не любит читать, формируется внутренняя мотивация к чтению. 70% из ста обязательно захотят узнать, оправдались предположения или нет, и разумеется, прочитают.
Вариантов работы с текстом экранизации (в широком смысле слова) масса: составление плана, пересказ содержания, подготовка «толстых и тонких» вопросов, написание размышлений на тему «Что вас больше всего удивило, показалось странным? О чём захотелось поговорить?», составление советов режиссёру, актёрам, написание или редактирование киносценариев и т.п. Всё это позволяет во время просмотра фрагментов фильмов отрабатывать у детей так называемые ключевые компетенции: наблюдение – структурирование информации – постановка проблемы — поиск ответов на поставленные вопросы. Это простейшая цепочка исследовательского метода обучения, достоинства которого всем очевидны.
Вторым этапом овладения мною ИКТ стало использование на уроке презентаций, выполненных при помощи программы Power Point. Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.
Презентации часто использую при изучении новых тем, проведении лекций. Тогда это будут прежде всего визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся. Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов лекции на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. Лектор должен четко структурировать представляемый материал. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции необходимо раскрывать и развивать. Важно помнить о том, что шрифт на слайдах следует делать крупным: учащиеся не должны напрягаться, читая предлагаемый текст. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд должен демонстрироваться на экране не менее 10 — 15 секунд.
Активно использую презентации и при составлении так называемых виртуальных экскурсий по литературным местам, предлагая детям при помощи презентации совершить заочную экскурсию в то или иное место на карте России, связанное с жизнью и творчеством писателя. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия.
«Интерактивные презентации» наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Если презентация предназначена для самостоятельной работы детей, её навигация (способ управления по слайдам) должен быть хорошо продуман, поскольку управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается учителем именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана. Поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид. Материал следует излагать исчерпывающе подробно, чтобы содержание его не вызывало вопросов.
На эти же моменты обращаю внимание детей, когда предлагаю им подготовить презентацию по той или иной учебной теме. Это, кстати, ещё одна их форм использования ИКТ, благодаря использованию которой обучающиеся учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.
С некоторого времени стала использовать в работе с детьми ЭОРы (электронные образовательные ресурсы). На сегодняшний день рынок электронных образовательных ресурсов предлагает преподавателю десятки обучающих, контролирующих программ учебного назначения. Это электронные учебники — прототипы традиционных, электронные пособия — оригинальные предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу; электронные библиотеки. Большую помощь в освоении ЭОР мне дали также курсы по использованию ЭОР в образовательном процессе при ИРОСТ г. Кургана.
Хотелось бы остановиться на тех из них, которые помогают в работе мне.
- Курс видеолекций по русской литературе телеканала «Бибигон» (авторы: Архангельский А.Н., Бак Д.П., Варламов А.Н., Волгин И.Л., Пастернак Е. Л., Агеносов В.В. и др.).
- «Радионяня. Весёлая грамматика» — 32 урока с интермедиями и песнями на все трудные правила русской грамматики, авторы – А. Хайт, А. Левенбук, Э. Успенский).
- ЭОР по русскому языку и литературе серии «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» (ОМС) представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения. Они открывают доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов. Индивидуализируют обучение благодаря решениям, предусматривающим включение в систему работы с ними вариативных (по содержанию, методикам, технологиям исполнения) электронных учебных материалов. ОМС является электронным образовательным ресурсом с неограниченным жизненным циклом за счет открытости для дополнений, изменений и автономности составляющих.
Ещё одна разновидность электронных средств обучения — электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся. Назову те из них, которые на сегодняшний день апробированы мной и зарекомендовали себя неплохо:
- мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык»;
- «Программа–тренажер по русскому языку «Фраза»;
- ЦОР к учебнику «Русский язык. 5-9 классы» (автор В.В. Бабайцева), расположенный на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
- Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;
- Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия
Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что:
- программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;
- есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося;
- в любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин, воспользовавшись системой «Справочник»,
- дают возможность обучающемуся выбрать индивидуальный темп обучения,
- благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи, может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу,
- особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением навыков грамотного письма у обучающихся. Известно, чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила. Главное – выработать “автоматизированную грамотность”, которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этом компьютер нам помогает,
- в обучающих программах использованы разнообразные формы наглядности, демонстрируется не только статичная информация, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций. Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.
Достоинств у ЭОРов масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого ученика. А для этого нужно научиться «отделять зёрна от плевел», т.е. критично подходить к отбору ЭОРов, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в Интернете.
Информатизация образовательного процесса на уроке — это подготовка и передача информации обучающимся, основным средством осуществления которых является компьютер. Он в силу своей универсальности помогает эффективно решать задачу развития личности ученика, увеличивая скорость овладения им учебным материалом, создавая условия для осуществления ребёнком самоконтроля при решении учебных задач, расширяя информационное пространство вокруг него, предоставляя ему право выбора источника учебной информации. К тому же, это достаточно мощный рычаг, повышающий мотивацию учебной деятельности ребёнка, который в мире компьютеров давно чувствует себя как дома.
Хочется также отметить, что формы работы с ЭОР могут стать обыденными и привычными для каждого из нас на различных этапах урока:
- на этапе изучения нового материала,
- на этапе закрепления изученного,
- на этапе контроля, т.е. проверки уровня сформированности ключевых и предметных компетенций обучающихся,
- при выполнении домашнего задания,
- на этапе подготовки к уроку.
Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто «репродуктором» знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.