Урок литературы в 5-м классе. Тема: «Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
Цели урока:
- продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
- на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
- учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
- развивать критическое мышление;
- стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.
Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе
Ход урока
Чехов умеет писать так, чтобы словам
было тесно, а мыслям – просторно.
А.М.Горький
Краткость – сестра таланта.
А.П.Чехов
- I. Организационный момент
- II. Актуализация знаний учащихся.
Сегодня мы продолжаем работу над произведениями А.П. Чехова. У нас урок внеклассного чтения. На прошлом уроке мы прочитали рассказ А.П. Чехова «Хирургия», смеялись над его героями, узнали, что такое юмор. Давайте вспомним, что это такое?
Что было смешного в рассказе «Хирургия»?
Учащиеся вспоминают. Фамилии и имена персонажей. Смешная ситуация: фельдшер Курятин взялся удалять зубы, изображая из себя доктора, строил из себя умельца, не имея представления, как правильно это делать. Говорил много и долго о том, как сложно вырвать зуб, а он сумеет это сделать. В результате больному не помог, а сделал ещё хуже
III. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.
- На стадии вызова учащимся сообщаем учащимся, что будем читать рассказ, в котором значимыми будут слова:
Предлагаем предположить, каким мог бы быть рассказ. На эту работу отводиться не более пяти минут.
Пример из практики. Учащимися были озвучены такие версии.
- На улице случайно встретились два мужчины. Один восторженно воскликнул: «Ба! Как давно мы не виделись с тобой!». Реакция другого была иной: лицо его на минуту окаменело, затем он поморщился, слегка поклонился и сказал: «Рад видеть Вас». Оказалось, что они — друзья детства, но жизнь раскидала их по разным уголкам земли.
- Встретились как-то друзья детства, вспоминали ушедшие годы: один восторженно восклицал, другой — окаменел и больше молчал. Поговорили так — стали прощаться. Один поклонился, другой поморщился.
- Смысловая стадия
Предлагаем учащимся познакомиться с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Чтобы активизировать учащихся в процессе чтения, просим их вести двухчастный дневник.
- На стадии рефлексии проводится беседа с классом по материалам двухчастного дневника.
Можно использовать вопросы:
— На какие моменты обратили внимание при чтении?
— Чем заинтересовал этот отрывок текста?
— Как вы хотели бы прокомментировать этот отрывок, какие чувства, эмоции, мысли у вас возникли?
— Какие вопросы по прочитанному тексту у вас возникли?
Учащиеся отвечают на возникшие вопросы, обращаясь к тексту рассказа, к записи 1 и 2 граф, к своему жизненному опыту.
Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)
- IV. Стадия «Вызов»
Работа в парах. Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.
Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?
Примеры «толстых и тонких» вопросов:
Перед следующим заданием давайте немного отдохнемФизкультминутка
Руки вверх, и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи.
На одной ноге стою, а другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.
Корпус вправо, корпус влево,
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
Отдохнули, посвежели
И за парты снова сели.
– Кто был самым внимательным и наблюдательным? Какие противопоставления услышали в физминутке?
V. Стадия «Осмысление»
1.Работа над заглавием.
Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?
(создание комической пары, антитеза)
- Работа над содержанием произведения и составление таблицы.
- Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?
- Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).
- Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)
- Какие чувства испытывают герои при встрече?
- Чем отличается речь тонкого?
- Определите кульминацию произведения.
- Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)
- Почему толстый ничего не возразил и ушел?
- Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)
- Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания)
- Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали)
На основе ответов на вопросы составлена таблица (примерная):
Толстый | Тонкий |
1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни
Богатый 2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный 3. Говорит мало, уверенно. |
1. «Навьючен»
Бедный 2. Неуверенный в себе, суетливый. 3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи. |
- VI. Рефлексия
Ответ на вопросы
- Что интересного вы узнали на уроке?
- О чем же мы должны задуматься?
VII. Итог
Д/з: Написание сочинений по выбору учащихся:
- сочинение – миниатюры о встрече двух приятелей от имени толстого (тонкого). (Вариант – устное сочинение).
- сочинение-миниатюра «О чём меня заставили задуматься рассказы А.П. Чехова»