Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» 5 класс

Урок литературы в 5-м классе. Тема: «Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Цели урока:

  • продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
  • на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
  • учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
  • развивать критическое мышление;
  • стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.

Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе

 Ход урока

Чехов умеет писать так, чтобы словам

было тесно, а мыслям – просторно.

А.М.Горький

Краткость – сестра таланта.

А.П.Чехов

 

  1. I. Организационный момент
  2. II. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня мы продолжаем работу над произведениями А.П. Чехова. У нас урок внеклассного чтения. На прошлом уроке мы прочитали рассказ А.П. Чехова «Хирургия», смеялись над его героями, узнали, что такое юмор. Давайте вспомним, что это такое?

Что было смешного в рассказе «Хирургия»?

Учащиеся вспоминают. Фамилии и имена персонажей. Смешная ситуация: фельдшер Курятин взялся удалять зубы, изображая из себя доктора, строил из себя умельца, не имея представления, как правильно это делать. Говорил много и долго о том, как сложно вырвать зуб, а он сумеет это сделать. В результате больному не помог, а сделал ещё хуже

III. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.

 

  1. На стадии вызова учащимся сообщаем учащимся, что будем читать рассказ, в котором значимыми будут слова:

Предлагаем предположить, каким мог бы быть рассказ. На эту работу отводиться не более пяти минут.

Пример из практики. Учащимися были озвучены такие версии.

  1. На улице случайно встретились два мужчины. Один восторженно воскликнул: «Ба! Как давно мы не виделись с тобой!». Реакция другого была иной: лицо его на минуту окаменело, затем он поморщился, слегка поклонился и сказал: «Рад видеть Вас». Оказалось, что они — друзья детства, но жизнь раскидала их по разным уголкам земли.
  2. Встретились как-то друзья детства, вспоминали ушедшие годы: один восторженно восклицал, другой — окаменел и больше молчал. Поговорили так — стали прощаться. Один поклонился, другой поморщился.
  3. Смысловая стадия

 

Предлагаем учащимся познакомиться с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Чтобы активизировать учащихся в процессе чтения, просим их вести двухчастный дневник.

  1. На стадии рефлексии проводится беседа с классом по материалам двухчастного дневника.

Можно использовать вопросы:

— На какие моменты обратили внимание при чтении?

— Чем заинтересовал этот отрывок текста?

— Как вы хотели бы прокомментировать этот отрывок, какие чувства, эмоции, мысли у вас возникли?

— Какие вопросы по прочитанному тексту у вас возникли?

Учащиеся отвечают на возникшие вопросы, обращаясь к тексту рассказа, к записи 1 и 2 граф, к своему жизненному опыту.

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

  1. IV. Стадия «Вызов»

Работа в парах. Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.

Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

Примеры «толстых и тонких» вопросов:

Перед следующим заданием давайте немного отдохнемФизкультминутка

Руки вверх, и руки вниз.

Ты давай-ка, не ленись!

Взмахи делай четче, резче,

Тренируй получше плечи.

На одной ноге стою, а другую подогну.

И теперь попеременно

Буду поднимать колени.

Корпус вправо, корпус влево,

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать.

Отдохнули, посвежели

И за парты снова сели.

– Кто был самым внимательным и наблюдательным? Какие противопоставления услышали в физминутке?

V. Стадия «Осмысление»

1.Работа над заглавием.

Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?

(создание комической пары, антитеза)

  1. Работа над содержанием произведения и составление таблицы.
  • Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?
  • Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).
  • Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)
  • Какие чувства испытывают герои при встрече?
  • Чем отличается речь тонкого?
  • Определите кульминацию произведения.
  • Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)
  • Почему толстый ничего не возразил и ушел?
  • Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)
  • Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания)
  • Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали)

 На основе ответов на вопросы составлена таблица (примерная):

 

 

Толстый Тонкий
1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

Богатый

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно.

1. «Навьючен»

Бедный

2. Неуверенный в себе, суетливый.

3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

  1. VI. Рефлексия

Ответ на вопросы

  • Что интересного вы узнали на уроке?
  • О чем же мы должны задуматься?

 

VII. Итог

Д/з: Написание сочинений по выбору учащихся:

  • сочинение – миниатюры о встрече двух приятелей от имени толстого (тонкого). (Вариант – устное сочинение).
  • сочинение-миниатюра «О чём меня заставили задуматься рассказы А.П. Чехова»
Ссылка на основную публикацию